12 047.450 so‘m

increase

26.550

14 099.130 so‘m

increase

110.410

151.900 so‘m

decrease

-3.590

12 047.450 so‘m

increase

26.550

6 soat avval
Банк
37

Центральный банк предупредил коммерческие банки о необходимости прекратить недобросовестные практики

Центральный банк подверг критике практику коммерческих банков принудительно принимать клиентам "общее предложение" через мобильные приложения, навязывая не запрашиваемые услуги. Кроме того, взимание комиссии с денежных средств, поступивших для погашения задолженности по кредитной карте, было расценено как незаконное препятствие для потребителей.

Центральный банк предупредил коммерческие банки о необходимости прекратить недобросовестные практики
Фото: AI / Pinkod.uz

Центральный банк высказал свою позицию по поводу "недобросовестных практик", допускаемых коммерческими банками при оказании услуг через мобильные приложения и взимании комиссий. Регулятор требует от банков прекратить использование невнимательности клиентов.

В предписании Центрального банка № 26-20/2349 от 11 декабря 2025 года критике подверглись две основные проблемы.

Ловушка "Общего предложения" в мобильных приложениях

Согласно анализу Центрального банка, банки в мобильных приложениях предлагают потребителям, желающим воспользоваться какой-либо услугой (например, оплатой или переводом), подтвердить объемное "общее предложение", состоящее из десятков страниц.

Проблема заключается в том, что это предложение включает в себя условия не только для выбранной клиентом услуги, но и для всех услуг банка.

Даже если потребитель желает получить только одну услугу, он, принимая "общее предложение", вынужденно соглашается и на другие ненужные ему услуги.

Кроме того, потребители обычно не читают длинный текст, полагая, что "это относится только к выбранной мной услуге", и дают согласие.

Получение согласия потребителя на условия нескольких услуг банка создаёт почву для возникновения в будущем доводов типа "я не запрашивал эту услугу при принятии оферты", "мне говорят, что я тогда согласился на такое-то условие", а также для возникновения споров между банком и потребителем.

Препятствия при погашении задолженности

Второй серьезный вопрос связан с кредитными картами. Некоторые банки автоматически блокируют карту при возникновении просроченной задолженности. Однако когда потребитель вносит деньги на эту карту для погашения долга, банк взимает комиссию с этой суммы.

Центральный банк подчеркивает, что эта ситуация затрудняет выполнение обязательств потребителя перед банком и создает искусственное препятствие.

Центральный банк оценил эти действия как противоречащие принципам справедливости и по существу недобросовестные. Эти действия нарушают следующие требования законодательства:

Гражданский кодекс (статья 9): Участники гражданско-правовых отношений должны действовать добросовестно, разумно и справедливо.

Закон "О конкуренции" (статья 18): Принуждение к принятию условий, не относящихся к предмету договора, расценивается как злоупотребление доминирующим положением.

Закон "О банках и банковской деятельности" (статья 65): Банку запрещается принуждать лицо к использованию одной услуги для получения другой.

Центральный банк выдвинул следующие строгие требования ко всем коммерческим банкам:

  1. При представлении оферт потребителям прекратить использование доминирующего положения для навязывания в договор не запрашиваемых ими услуг.
  2. При введении комиссий соблюдать принципы справедливости и добросовестности.

Копирование, распространение и иные формы использования материалов, размещенных на сайте Pinkod.uz, могут осуществляться только с письменного согласия редакции.

Зарегистрировано как средство массовой информации Агентством информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан 15.10.2024 года, свидетельство № 440126.

© 2025 Pinkod.uz.
Все права защищены.

18+