«Раньше отсутствие дефицита бюджета объяснялось тем, что никто не давал нам кредитов», — Джамшид Кучкаров
Джамшид Кучкаров подчеркнул, что ранее исполнение бюджета с профицитом было результатом не финансовой дисциплины правительства, а отсутствия внешних кредитов для Узбекистана. По его словам, в нынешних макроэкономических условиях дефицит около 3% ВВП считается оптимальным. Ожидается, что в 2026 году дефицит бюджета составит 59 трлн сумов.

3 декабря депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса в первом чтении приняли законопроект о государственном бюджете на 2026 год.
В проекте отмечается, что в 2026 году ожидается реальный темп роста валового внутреннего продукта (ВВП) в экономике Узбекистана на уровне 6,6%, а ВВП на душу населения достигнет 4686 долларов. В разрезе отраслей темпы роста прогнозируются на уровне 6,4% в промышленности, 4,2% в сельском хозяйстве, 14,5% в рыночных услугах и 10,2% в строительстве. При этом ожидается снижение показателей инфляции.
В 2026 году доходы консолидированного бюджета определены в размере 515,4 трлн сумов, а расходы — в размере 567 трлн сумов. Дефицит бюджета планируется сформировать на уровне 3% от ВВП, а установленный лимит внешнего долга, по сравнению с текущим годом, будет снижен и составит 5 млрд долларов.
Заместитель премьер-министра, министр экономики и финансов Джамшид Кучкаров, выражая свои мысли о дефиците бюджета, подчеркнул, что его номинальный рост действительно наблюдается, но это не полностью отражает реальную ситуацию.
Например, если в 2023 году дефицит составлял 5% от ВВП, то в 2026 году дефицит в размере 59 трлн сумов соответствует 3%. То есть доля дефицита заметно сокращается.
Министр прокомментировал, должен ли дефицит быть всегда или нет, следующим образом:
«Мы много лет исполняли бюджет с профицитом. Было ли это хорошо? Как человек, работающий в этой сфере много лет, вынужден ответить: «нет». Потому что причина того, что бюджет исполнялся с профицитом в те времена, заключалась в том, что никто не давал нам кредитов для финансирования этого дефицита бюджета». Могу официально заявить. Никто не давал в долг.
По словам Кучкарова, основной причиной этого было отсутствие экономических реформ в те годы, несвободная конвертация сума, сложность налоговой политики и общая экономическая среда, которая не была такой открытой и надежной, как сейчас. «В общем, того, что было сделано за последние 8 лет, тогда не было», — сказал он.
Министр отметил, что большой дефицит — это плохо, и Международный валютный фонд придерживается такого же мнения. По его словам, как в практике стран, так и в экономической теории, дефицит на уровне около 3% от ВВП считается оптимальным. Это обеспечивает умеренный рост государственного долга, поддерживает стабильность бюджета и предотвращает дефолт правительства.
Кучкаров также подчеркнул, что дефицит бюджета выполняет свою функцию только в условиях экономического роста:
«Дефицит означает привлечение дополнительных денег и стимулирование экономики. Фискальное стимулирование. Если мы берем в долг, но не направляем эти средства в экономику, и экономика не растет — это неправильно.
Слава богу, мы ежегодно достигаем высоких темпов экономического роста, в этом году мы говорим, что он будет не менее 7%, но МВФ заявляет, что экономический рост в Узбекистане составит 7,3%».









